Более 133 млрд рублей — инвестиционная программа в границах ДВЖД в 2021 году. Это на 24% превышает объем вложений в 2020 году, когда в развитие дороги было инвестировано более 111 млрд рублей.

В июне 2021 года было открыто движение по второму пути на участке Кутыкан – Кувыкта, его длина составила 21 км. Кроме того было построено 19 искусственных сооружений, в их числе – мост через реку Кованта длиной 465 м, а также 8 металлических и железобетонных мостов длиной от 23 до 44 м. Проведено переустройство линий связи и систем управления движением.

В рамках модернизации инфраструктуры на Дальневосточной железной дороге в этом году предусмотрено строительство 1 станции и 12 разъездов, второго пути на 53 перегонах, двухпутных вставок на 59 перегонах, реконструкция и строительство 128 искусственных сооружений, реконструкция 33 станций и 31 разъезда.

В 2020 году в рамках инвестиционной программы проведена модернизация важных станций по направлению к тихоокеанским портам Дальнего Востока – Волочаевки-2 и Смоляниново. Благодаря удлинению приемоотправочных путей станции начали обрабатывать грузовые поезда массой до 7100 тонн, повысив пропускную способность на этих участках железной дороги.

Выполнены масштабные работы на БАМе. На перегонах Курьян – Тында, Олекма – 1945 км, Юктали – Талума, Кутыкан – Кувыкта, Юктали – Тас-Юрях уложено более 100 км новых путей, десятки стрелочных переводов, построены мосты и другие объекты инфраструктуры. На станции Акур удлинены существующие пути, на станции Тында уложен дополнительный путь, проведено техническое перевооружение систем управления движением.

Кроме того, в прошедшем году завершилось строительство жилых домов для железнодорожников на станциях Верхнезейск и Юктали, шести объектов электроснабжения на БАМе и Транссибе.

Новые локомотивы

В 2021 году запланирована поставка 75 новых локомотивов, включая 32 маневровых тепловоза серии ТЭМ18ДМ, 23 единицы — 3ЭС5К, а также 20 магистральных локомотивов 3ТЭ25К2М, способных перевозить составы массой до 7 100 тонн.

Магистральные тепловозы 3ТЭ25К2М обеспечивают движение тяжеловесных поездов по Байкало-Амурской магистрали на участке от станции Волочаевка-2 до Ванино. Это новые трехсекционные тепловозы с поосным регулированием силы тяги, которые разрабатывались на Брянском машиностроительном заводе специально для эксплуатации в тяжелых климатических условиях. Они способны обеспечивать движение поездов массой до 7100 тонн без разделения состава или использования подталкивающих локомотивов на участках БАМа со сложным профилем путей. Использование тяжелых локомотивов позволило сократить издержки в маневровой работе, повысить эффективность эксплуатации подвижного состава и в полтора раза увеличить объем перевозимых грузов по направлению к Ванинскому транспортному узлу.

В 2020 году на дорогу поступило 219 единиц тягового подвижного состава:

Восточный полигон

ОАО «РЖД» с 2013 года реализует комплекс первоочередных мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Его целью является ликвидация «узких мест» на железных дорогах Забайкалья и Дальнего Востока для обеспечения дополнительного объема перевозок грузов российских компаний.

Объем инвестиций в 2021 г.:

  • в рамках I этапа — более 34 млрд руб.,
  • в рамках II этап — более 31 млрд руб.

С 2018 года в инвестиционную программу Дальневосточной железной дороги включено выполнение проектно-изыскательских работ по II этапу Восточного полигона. Проект плана мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры направления Кузбасс — Дальний Восток на период до 2024 года (включительно) в границах Дальневосточной железной дороги составляет 155 проектов на общую сумму 366,708 млрд руб. (из 513,528 млрд руб. всего по Восточному полигону).

Перешивка Сахалинской магистрали

Основной объем реконструкции островной магистрали на главных направлениях был выполнен в 2019 году.

В прошедшем году был переустроен участок Холмск – Невельск – Шахта. Уложено 60 км новой рельсошпальной решетки.

Осенью 2020 года завершено переустройство пути на общероссийский стандарт 1520 мм на участке Холмск – Николайчук. 30 сентября 2020 года последний рейс на данном участке сделал "узкоколейный" пригородный поезд, локомотив которого стал экспонатом музея железнодорожной техники.

Дальневосточной железной дорогой принято решение о продлении ветки Холмск – Николайчук после переустройства до комплекса японских железнодорожных искусственных сооружений колеи 1067 мм, известных под названием "Чертов мост". Два тоннеля и два высоких моста, расположенные в живописных горных распадках, являются популярным туристическими объектами.

Обновление пассажирского подвижного состава на Сахалине

В декабре 2020 года в Южно-Сахалинске были представлены новые пассажирские вагоны дальнего следования четырех типов: штабной, СВ, купейный и плацкартный. Всего на Сахалин поступило 18 вагонов, изготовленных на Тверском вагоностроительном заводе специально для островной магистрали. Вагоны оснащены персональными розетками для зарядки мобильных устройств, инновационной системой климат-контроля с индивидуальным регулированием температуры в каждом купе, а также оборудованы экологически чистыми туалетами и душевыми. В новом подвижном составе созданы все условия для маломобильных пассажиров. Так, в штабном вагоне предусмотрено просторное купе с местами для людей с ограниченными физическими возможностями и сопровождающих.

Гостям мероприятия также были представлены обновленные трёхвагонные рельсовые автобусы РА-3 "Орлан". Три единицы пригородного подвижного состава этой модификации поступили на Сахалин в ноябре 2020 года. В салонах новых "Орланов" установлены более комфортные сидения, предусмотрены гнезда и розетки для зарядных устройств, улучшен климат-контроль. Данные РА-3 прошли техническое обслуживание и обкатку. Один из них уже вышел на маршрут Южно-Сахалинск – Томари.

Напомним, первые три состава "Орланов" островная магистраль получила в 2019 году. Они начали курсировать по пригородным маршрутам: Южно-Сахалинск – Томари, Томари – Холмск, Южно-Сахалинск – Корсаков.

2 июня 2020 года РА-3, по итогам голосования жителей Сахалина, получили фирменное наименование — "Орлан".