История ДВЖД

Общий вид
   музейной площадки

В 2010 году в городе Хабаровске на Дальневосточной железной дороге-филиале ОАО "РЖД" открылся музей истории Амурского моста. Инициатор и организатор создания нового музея - главный инженер ДВОСТжд Крапивный Владимир Антонович.

Первым экспонатом музея стал 127-метровый пролет моста образца 1916 года, демонтированный в 2000 году в ходе реализации первой очереди реконструкции мостового перехода через реку Амур. Металлическая ферма – главный экспонат музея Амурского моста – уникальный, сохраненный целиком образец фермы конструкции профессора Лавра Дмитриевича Проскурякова с однораскосной решеткой и полигональным верхним поясом, получивший Гран-При - Большую золотую медаль Всемирной выставки технических достижений, проходившей в 1900 году в Париже.

Рядом с царским пролетом Амурского моста установлены мостовые конструкции в натуральную величину различных конструктивных решений и исторических периодов: пролетное строение моста 1898 года через реку Кардонка (линия Уссурийск-Рассыпная Падь) балочной конструкции с ездой поверху; опорная часть пролетного строения образца 1920-х годов; макет "деревянный ряж с ледорезом" образца 1940-х годов.

Особое место среди натурных экспонатов музея занимает двадцатиметровый макет "железобетонная эстакада Амурского моста 1916 года", выполненный в масштабе 1 : 10. Левобережная подъездная арочная эстакада (аркада) через Бешеную протоку конструкции Григория Петровича Передерия, построенная в начале ХХ века, являлась первым на Азиатском континенте мостовым сооружением, выполненным из железобетона. В ходе проведения работ первой очереди реконструкции Амурского моста в 1999 году железобетонная эстакада была полностью демонтирована.

Общий вид
   музейной площадки

Дополняют музейную экспозицию под открытым небом следующие натурные экспонаты:

  • автомотриса служебная "АС-1А" 1934 года выпуска, которая изначально представляла собой несамоходный двухосный вагон, использовавшийся в качестве передвижного штаба командующего Особой Дальневосточной краснознаменной армией (ОДКА) В.К. Блюхера;
  • грузопассажирский тепловоз "2М62" 1983 года выпуска; электровоз "ВЛ80 1980" 1978 года выпуска, который первым прошел по мостовому переходу через реку Амур после завершения электрификации участка Хабаровск-Бира;
  • паровоз Еа 1944 года выпуска, который изготавливался в США по чертежам советских кострукторов и поставлялся в СССР по ленд-лизу;
  • паровоз П-32 "Победа", который в народе именовался "Лебедянкой";
  • локомобиль – компактный передвижной паровой двигатель, который приводил в действие насосы, электрогенераторы и другие механизмы, использовавшиеся, в том числе, на железной дороге;
  • конструкция сборной железобетонной обделки транспортно-дренажной штольни и сегменты кольца сборной железобетонной обделки нового Кузнецовского тоннеля, строительство которого ведется с 2009 года на линии Комсомольск – Советская Гавань ДВОСТжд.

В 2010 году на музейной площадке возведено бревенчатое здание в стиле ретровокзала, в котором представлена экспозиция мостового музея, посвященная истории сооружения, восстановления, эксплуатации и реконструкции искусственных сооружений - мостов, тоннелей, водопропускных труб - Дальневосточной магистрали. При проектировании музейного помещения для стационарной экспозиции музея Амурского моста был взят за основу чертеж первого вокзала ст. Вяземская Уссурийской железной дороги, построенного в 1897 году. Современное здание ретровокзала является уменьшенной в 1,5 раза копией исторического вяземского вокзала.

Своеобразной особенностью музея истории Амурского моста является его месторасположение – на правом берегу Амура, непосредственно рядом с действующим совмещенным мостовым переходом, с великолепной панорамой великой дальневосточной реки.

 

Экскурсии по музею организуются по заявкам - тел. +7 (4212) 79-61-65

 

Директор музея: Паршин Виктор Михайлович 

 

screenRenderTime=1